Через тернии к звездам

   
 
 
   
Циолковский К.Э. со слуховой трубой

В 1869 году Костю отдали в первый класс Вятской гимназии.
Сам Циолковский вспоминал о своей учебе: “Учиться в школе я не мог. Учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки”.
Через два года мальчика постиг второй жизненный удар – умерла мать.
Лишенный материнского внимания и поддержки, он учился все хуже и хуже, и в третьем классе был отчислен из гимназии “для поступления в техническое училище”.
Спасением для юного Циолковского стали книги, пробудившие его мозг. “Лет с 14-ти я стал интересоваться физикой, химией, механикой, астрономией, математикой и т.д. Книг было мало, и я больше погружался в собственные мои мысли. Я, не останавливаясь, думал, исходя из прочитанного. Многого я не понимал, объяснить было некому и невозможно при моем недостатке. Это тем более возбуждало самодеятельность ума…”.
Много позже в ответ на вопрос, какая из книг особенно сблизила его с наукой, Циолковский называл “Физику” Гано. Из этого популярного учебника он почерпнул первые сведения об аэростатах, после чего построил бумажную модель воздушного шара. От родителей Костя унаследовал способность и любовь к ручному труду, пронеся их через всю свою жизнь – всегда в его доме была домашняя мастерская.

верстак Циолковского
 
 
 
 
 

Он любит мастерить, причем не только детские игрушки–самоделки: увидев токарный станок, сделал себе такой же.
К счастью, отец в 1873 году отправил его учиться в Москву. Юный Циолковский не мог посещать университет из-за слабого слуха, и поэтому он с исключительной усидчивостью занимается самообразованием.
За три года пребывания в Москве он самостоятельно, по собственной программе прошел элементарные математику и физику, высшую алгебру, дифференциальное и интегральное исчисления, аналитическую геометрию, сферическую тригонометрию.
После закрытия библиотеки Костя возвращался на квартиру, где проверял прочитанное, делая собственные химические опыты. Жил он трудно, “питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, трубки, реторты, ртуть, серную кислоту для опытов и самодельных аппаратов”.
Циолковский вспоминал позднее: “систематически я учился мало, …читал только то, что могло помочь мне решить интересующие меня вопросы, которые считал важным”. Именно особенностью образования Циолковского и объясняется его самобытный путь в науке, столь необычный для рубежа XIX-XX веков.
Не имея учителей, он самостоятельно прошел так называемое проблемное обучение. “Указаний, помощи ниоткуда не было, непонятного в книгах было много, а разъяснять приходилось все самому. Одним словом, творческий элемент, элемент саморазвития… преобладал”. И далее следует ключевой вывод: “Я… всю жизнь учился мыслить, преодолевать трудности, решать вопросы и задачи”.

 
     
главная
назад
   
Сайт управляется системой uCoz