Он любит мастерить, причем не только детские игрушки–самоделки: увидев
токарный станок, сделал себе такой же.
К счастью,
отец в 1873 году отправил его учиться в Москву. Юный Циолковский не
мог посещать университет из-за слабого слуха, и поэтому он с исключительной
усидчивостью занимается самообразованием.
За три года пребывания в Москве он самостоятельно, по собственной
программе прошел элементарные математику и физику, высшую алгебру,
дифференциальное и интегральное исчисления, аналитическую геометрию,
сферическую тригонометрию.
После закрытия библиотеки Костя возвращался на квартиру, где проверял
прочитанное, делая собственные химические опыты. Жил он трудно, “питался
одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги,
трубки, реторты, ртуть, серную кислоту для опытов и самодельных аппаратов”.
Циолковский
вспоминал позднее: “систематически я учился мало, …читал только то,
что могло помочь мне решить интересующие меня вопросы, которые считал
важным”. Именно особенностью образования Циолковского и объясняется
его самобытный путь в науке, столь необычный для рубежа XIX-XX веков.
Не имея учителей, он самостоятельно прошел так называемое проблемное
обучение. “Указаний, помощи ниоткуда не было, непонятного в книгах
было много, а разъяснять приходилось все самому. Одним словом, творческий
элемент, элемент саморазвития… преобладал”. И далее следует ключевой
вывод: “Я… всю жизнь учился мыслить, преодолевать трудности, решать
вопросы и задачи”.