Что
же отличает Циолковского от тысячи других изобретателей - самоучек,
имена которых забылись со временем?
Необыкновенное уважение к своему труду. Сознание нужности, важности
и значимости своей работы.
Отказов и хулительных отзывов, которые Циолковский получал на свои
статьи, хватило бы и на десятерых. Их было вполне достаточно для того,
чтобы эти десятеро забросили все свои проекты.
«Мы, наученные историей, должны быть мужественней и не прекращать
своей деятельности от неудач,— писал он.— Надо искать их причины и
устранять их».
Это не декларация — так он жил.
При внешней медлительности, почти болезненной застенчивости он был
стоек и необыкновенно мужествен. Юношей, раскритиковав признанный
всеми «вечный двигатель», он вступил на тропу войны с лжеавторитетами.
В своей убежденности он не боялся выглядеть смешным — достоинство
среди взрослых людей редчайшее. Обыватели «рвали животы», глядя на
учителя, который обдувал в ветреную погоду на крыше свои модели или
рассматривал звезды в подзорную трубу.
Он сносил все эти насмешки: липкая молва узколобых не могла загрязнить,
замутить его убежденности.
У него абсолютно раскованное мышление. Он не боялся мечтать, и масштабы
его умственных построений не страшили его. Он не пригибался в своих
мечтах, не опасался, что они ударятся о низкий потолок его калужской
светелки. «Человек во что бы то ни стало должен одолеть земную тяжесть
и иметь в запасе пространство хотя бы солнечной системы».
Бездну сил отдал он дирижаблю, и многие биографы его считают это заблуждением
великого ученого. Однако у сторонников дирижаблестроения и сегодня
веские доводы в защиту гигантов неба. Кто знает, не придется ли за
это «великое заблуждение» поклониться еще в пояс Константину Эдуардовичу?
Ведь вспомнили же бесколесный локомотив Циолковского на воздушной
подушке, когда побежали над Волгой наша «Радуга», а над Невой — «Нева».
И с дирижаблем может так случиться. Идеи Циолковского редко оказывались
пустоцветом, и редко изменяло ему непостижимое чутье провидца.